• Нина Останина

К 60-ЛЕТИЮ ПОЛЁТА ГАГАРИНА


Шестьдесят лет назад открылась новая – космическая – эра в истории человечества. Впервые человек – офицер Советской Армии, коммунист Юрий Гагарин – преодолел земное притяжение и совершил первый космический полёт.


Традиционно – и вполне естественно – первыми навстречу опасности, на исследование неведомого шли мужчины. Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова полетела в космос через два года после полёта Гагарина.


Но ведь пилот космического корабля – это тот один, ради которого работают тысячи людей, добывая металлы и создавая топливо для ракеты, придумывая сложнейшую аппаратуру и хитроумные устройства, делая ткань для скафандра и выпекая хлеб для космического рациона.

И, конечно же, среди этих тысяч – множество женщин, чьи ловкие и умелые руки собирают сложные приборы, шьют бельё и скафандры, кто проектирует узлы и блоки ракет, находит новые технические решения.


Но в День космонавтики, праздник, который отмечают сегодня во всём мире, мне особо хотелось бы вспомнить Наталью Владимировну Малышеву – инженера-конструктора ракетных двигателей, соратницу С.П. Королёва, единственную женщину в составе Государственной комиссии СССР по испытанию ракетных комплексов.


В 1939 году она поступила в Московский авиационный институт – но учёбу прервала война. Она уходит на фронт, защищает Москву.

Этот снимок сделан 16 декабря 1941 года для фронтовой газеты «На защите Москвы». Наташа – красноармеец разведывательной роты Третьей Коммунистической дивизии Народного ополчения.

Она прошла всю войну, была разведчицей, переводчицей, выполняла личные задания маршала Рокоссовского, дошла до Германии и демобилизовалась в 1949 году – с орденами «Отечественной войны», «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда».


Продолжила учёбу в МАИ, а после защиты диплома 35 лет проработала в ракетном НИИ С.П. Королёва. И занималась, если можно так сказать, самой «женской» тематикой – двигателями маневрирования и торможения для ракет. Это не те могучие двигатели в сотни тысяч лошадиных сил, которые ревут на космодромах, преодолевая притяжение Земли. Это компактные, «деликатные», устройства, которые на орбите, в тишине космоса, короткими импульсами или резкими выбросами реактивной струи переводят спутники с орбиты на орбиту, позволяют проводить точную коррекцию и осуществлять плавную стыковку космических аппаратов, пролетающих за одну секунду (пока вы успеваете прочитать эту строчку) расстояние почти восемь километров, летящих в десять раз быстрее автоматной пули.


За эту работу специалист НИИ-88 Наталья Владимировна Малышева дважды награждалась орденом «Знак Почёта» и стала лауреатом Ленинской премии.

Её двигатели и сейчас работают на космических орбитах, обеспечивая маневрирование и «ювелирную» стыковку космических аппаратов.

Её двигатели были и на космических кораблях серии «Союз», на которых летела в космос Светлана Савицкая, единственная в истории женщина – дважды Герой Советского Союза, первая женщина, вышедшая в скафандре в открытый космос – мы гордимся тем, что она состоит в нашей фракции, фракции КПРФ в Государственной Думе.

Поэтому ей, легенде советской космонавтики – отдельные поздравления в этот праздничный день, и пожелания крепкого здоровья, долголетия и успехов в её сложной и ответственной депутатской работе!


Председатель ВЖС «Надежда России» Н.А. Останина.


Просмотров: 12Комментариев: 0